• /
  • /
  • /
Теоретические
основы метода
Стойте на плечах у великих
🌍 Зарубежные психологи

Френсис Гальтон (1822–1911)
Английский учёный, первым начал изучать наследственность и измерять интеллект; изобрёл понятие «психометрия».
Его вклад в разработку методов психометрического измерения повлиял на создание диагностических инструментов и шкал оценки в методе 4D.

Вильгельм Вундт (1832–1920)
Немецкий философ и психолог, основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии — с него начинается психология как наука. Его идеи о научном изучении внутреннего опыта легли в основу эмпирического подхода к анализу жизненного пути и Я-структур в методе 4D.

Уильям Джеймс (1842–1910)
Американский философ и психолог, основатель прагматизма, автор идеи «потока сознания».
Его представление о психике как адаптивной системе, обеспечивающей выживание и саморегуляцию человека, а также акцент на волевом усилии и свободе выбора, стали важными основаниями для разработки в методе 4D моделей волевой регуляции, формирования жизненных паттернов и активного проектирования жизненного пути.

Зигмунд Фрейд (1856–1939)
Австрийский психиатр, основатель психоанализа, ввёл понятие бессознательного и описал структуру личности, что стало основой для 4D-анализа вытесненных ролей, теневых Я-образов и деструктивных сценариев, влияющих на жизненный путь.

Альфред Адлер (1870–1937)
Австрийский психолог, автор индивидуальной психологии. Ввёл понятие «стиля жизни», ставшее центральным для концепции вариантов жизни в 4D-модели.

Карл Ясперс (1883–1969)
Немецкий философ, один из родоначальников экзистенциализма, писал о свободе и смысле жизни.
Его концепции предельных ситуаций, трансценденции и личной ответственности легли в основу 4D-подхода к осмыслению жизненных кризисов и экзистенциальных выборов в построении индивидуального жизненного пути.

Карл Юнг (1875–1961)
Швейцарский психолог, автор аналитической психологии, ввёл понятия архетипов и коллективного бессознательного.
Его идеи о структуре психики, ролевых архетипах и символической природе образов Я были интегрированы в метод 4D при работе с теневыми ролями, Идеальным Я и ролевыми сценариями.

Шарлотта Бюллер (1893–1974)
Немецкий психолог, изучала развитие личности и ввела понятие «жизненный путь» как осознанный процесс. Именно её исследования легли в основание концепции жизненного пути как предмета психологического анализа и проектирования в методе 4D.

Гордон Олпорт (1897–1967)
Американский психолог, разработал теорию личности, акцентировал внимание на уникальности каждого человека. Его идеи о личностной индивидуальности и целостной структуре «Я» стали теоретической основой для работы с конструктом личностного своеобразия в методе 4D.

Карен Хорни (1885–1952)
Немецко-американский психоаналитик, ввела феминистическую критику психоанализа и теорию базовой тревоги. Её представления о внутреннем конфликте и защитных стратегиях легли в основу диагностики личностной уязвимости и работы с теневыми ролями в методе 4D.

Абрахам Маслоу (1908–1970)
Американский психолог, создатель «пирамиды потребностей» и концепции самоактуализации. Его идеи стали методологической основой для концепции наивысшего потенциала и представления о целеустремлённой, осмысленной жизни в методе 4D.

Карл Роджерс (1902–1987)
Американский психолог, основал гуманистическую терапию, делал упор на принятии и эмпатии в отношениях с клиентом.
Его принципы безоценочного принятия и диалогичности стали основой для коучинговой позиции и построения терапевтического контакта в 4D-практике.

Б.Ф. Скиннер (1904–1990)
Американский бихевиорист, разработал оперантное научение — метод изменения поведения с помощью подкрепления.
Его идеи поведенческого закрепления легли в основу построения стратегий формирования новых ролевых паттернов и успешных вариантов жизни в 4D.

Виктор Франкл (1905–1997)
Австрийский психотерапевт, переживший концлагерь; автор логотерапии — терапии смыслом.
Его экзистенциальное понимание смысла как условия выживания и самореализации легло в основу техник поиска и встраивания смысла в жизненный путь в методе 4D.
Джордж Келли (1905–1967)
Американский психолог, предложил теорию личностных конструктов — как люди осмысляют мир через собственные категории.
Его теория стала основой для анализа значимого социального окружения и конструирования Я-образов в 4D-диагностике и консультировании.
Эрик Эриксон (1902–1994)
Американский психоаналитик, разработал теорию психосоциального развития человека от рождения до старости.
Его модель стадий развития личности повлияла на понимание фаз жизненного пути и возрастных задач в методе 4D.
Эрих Фромм (1900–1980)
Немецкий философ и психоаналитик, автор идеи «иметь или быть», анализировал свободу, любовь и общество.
Его концепции аутентичного существования и социального характера легли в основу анализа жизненных сценариев и ценностных ориентиров в 4D.
Карл Прибрам (1919–2015)
Американский нейропсихолог, развивал теорию «голографического мозга» и связи памяти с нейронными процессами.
Его идеи поддержали системный взгляд метода 4D на структуру опыта и интеграцию воспоминаний при реконструкции жизненного пути.
Альберт Бандура (1925–2021)
Канадско-американский психолог, разработал теорию социального научения и понятие «самоэффективности».
Его теория самоэффективности легла в основу формирования субъектной позиции и развития уверенности в достижении жизненно важных целей в методе 4D.
Эрик Берн (1910–1970)
Американский психиатр, создал транзактный анализ — модель общения через роли Взрослого, Родителя и Ребёнка.
Его модель взаимодействий стала теоретическим источником для анализа ролевых переходов и динамики общения в 4D-психотерапии.
🇷🇺 Советские и российские психологи

Лев Семёнович Выготский (1896–1934)
Советский психолог, основал культурно-историческую теорию развития — показал, как мышление формируется через общение.
Его идеи легли в основу концепции значимого социального окружения и формирования Я через диалог в методе 4D.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960)
Философ и психолог, создал субъектно-деятельностный подход — человек как активный автор своей жизни.
Его философия действия стала методологическим фундаментом представления о человеке как субъектe собственного жизненного пути в 4D.

Николай Александрович Рыбников (1880–1961)
Российский психолог, основал акмеологию — изучение зрелости и высших достижений личности.
Его работы легли в основу концепции наивысшего потенциала и зрелых форм самореализации в методе 4D.

Борис Герасимович Ананьев (1907–1972)
Создал междисциплинарный подход к изучению человека; предложил идею субъективной картины жизни.
Его антропологическая психология вдохновила системный подход 4D к жизненному пути как целостной индивидуальной системе.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979)
Ученик Выготского, разработал теорию деятельности — как действия и цели формируют личность.
Его идеи легли в основу структурирования повседневных стратегий, жизненных планов и сценариев в методе 4D.

Пётр Яковлевич Гальперин (1902–1988)
Советский психолог, автор теории поэтапного формирования умственных действий — основа школьного обучения.
Его теория послужила моделью для пошаговой трансформации ролевых паттернов и построения новых жизненных стратегий в 4D.

Ксения Александровна Абульханова-Славская (род. 1938)
Исследователь субъектности и жизненных стратегий, акцент на осмысленности и целеполагании в жизни.
Её работы стали основой для методологической оси субъектности и проектирования жизненного пути в 4D.

Евгений Иванович Головаха (род. 1942)
Один из авторов каузометрии — метода анализа причинных связей в жизни человека.
Его метод используется в 4D для реконструкции событийной линии и выявления ключевых поворотных моментов биографии.

Наталья Александровна Логинова
Специалист по биографическому подходу, работала над измерением жизненного пути.
Её подходы повлияли на формирование биографических и хроностратегических инструментов диагностики в методе 4D.

Анатолий Алексеевич Кроник
Соавтор идей о стилях жизни и каузометрии, классифицировал жизненные стили (гедонизм, аскетизм и др.).
Его концепции легли в основу модели вариантов жизни как устойчивых сценарных стратегий в 4D.

Владимир Николаевич Дружинин (1955–2001)
Создал концепцию «вариантов жизни» — разные сценарии и стили организации судьбы.
Его теория стала центральной для структурирования ключевого понятия варианта жизни в методе 4D.

К.В. Карпинский
Специалист по диагностике жизненного пути, участвовал в развитии 4D-модели.
Его исследования способствовали формированию инструментов оценки и классификации жизненных стратегий в 4D.

А.А. Реан
Психолог-исследователь личности, мотивации и характера, автор работ по психологии образования.
Его подходы к диагностике личностных качеств использованы в анализе ресурсов и уязвимостей в методе 4D.

Ильгиз Ильясович Ильясов (род. XX век)
Один из методологов факультета психологии МГУ, поддерживал развитие научного метода жизненного пути.
Его методологическая поддержка способствовала научной верификации и академическому обоснованию модели 4D.